atticus_flinch (atticus_flinch) wrote,
atticus_flinch
atticus_flinch

Categories:

Взрыв в Галифаксе

на упоминание об этом событии канадской истории я наткнулся в книжке Джона Ирвинга Untill I Find You. один из персонажей пытается впарить главному герою сценарий о сложной судьбе молодого трансвесстита, покалеченного взрывом в Галифаксе. Что за взрыв? чем он так от примечателен? I didn't have a clue. Но заинтересовался. И вот что я выяснил.



6 декабря 1917 г. в порту канадского города Галифакс взорвался французский корабль "Мон Блан", на борту которого находилось 3 000 тонн взрывчатых веществ. Взрыв стал страшнейшей техногенной катастрофой XX века и самым крупным неатомным взрывом в истории человечества. В тот день в Галифаксе погибли 2000 человек и еще 9 000 были ранены и искалечены.





1917 г. Мир охвачен Первой мировой войной. Порт Галифакс играет роль нервного центра канадских ВМС. Через Галифакс в Европу идут корабли с оружием, боеприпасами и продовольствием, отсюда отходят транспортные суда с солдатами. В порту сконцентрированы десятки военных кораблей и кораблей снабжения.

6 декабря в порт должны были зайти два корабля - норвежский пароход с бельгийским гумманитарным грузом "Имо" (водоизмещение 5043 тонн) и французское грузовое судно "Мон Блан" (водоизмещение 3121 тонн). В нарушение всех правил судоходства капитан "Мон Блана" не оповестил портовые власти о грузе на борту и не вывесил на мачту положенный в таких случаях красный флаг ("осторожно, взрывчатка"). А должен был. В трюмах и на палубе корабля находилось в общей сложности 3 000 тонн взрывчатых веществ - 200 тонн динамита, 2300 тонн пикриновой кислоты, 61 тонну пироксилина и 35 тонн бенизла. Легко-воспламеняющийся бензил был складирован в бочках прямо на палубе корабля.

Вход в порт Галифакса достаточно узок и, хотя два корабля могут в нем безопасно разойтись, ни один моряк не рискнул бы проходить его вместе с плавучей бомбой. Но капитан "Имо", как уже говорилось выше, не знал и не подозревал о грузе "Мон Блана". Два корабля столкнулись в самом узком месте пролива. Тяжелый "Имо" пропорол обшивку французского корабля. От мощного удар металла о металл в воздух подянлся сноп искр, от которых загорлся разлившийся по палубе бензил. Команда "Мон Блана" сразу же после столкновения бросилась вплавь к берегу. Брошенный горящий корабль начал дрейфовать к 6-му пирсу порта Галифакса.

Столкновение кораблей и пожар не могли не привлечь внимания жителей города. На набережных и причалах стали собираться толпы зевак, с интересом наблюдавшие за пожаром. Когда моряки добрались до берега некоторые из них попытались предупредить людей об опасности, но большинство бросилось бежать без оглядки. Бессвязные вопли ошалевших от ужаса французских моряков поняли единицы. Одним из них был железнодорожный диспетчер Винс Коулман, который бросился бежать подальше от набережной. Мы никогда не узнаем о чем именно думал Коулман, пока бежал. Но мы знаем, что он сделал. Он бросился на станцию (а она располагалась прямо рядом с портом) и передал телеграмму ближайшему приближающемуся поезду: "К ПИРСУ №6 ПЛЫВАЕТ ГОРЯЩИЙ КОРАБЛЬ С БОЕПРИПАСАМИ. ДО СВИДАНЬЯ". телеграмма Коулмана спасла жизни 700 пассажирам поезда. Но не ему.

Спустя 20 минут после столкновения в 9:04:35 корабль "Мон Блан" взорвался. По оценкам экспертов, мощность взрыва составила 3 килотонны в тротиловом эквиваленте. Корабль "Мон-Блан" превратился в облако раскаленных металлических осколков, которые дождем пролились на Галифакс и пригороды. Над местом взрыва на 1,6 км. вверх поднялся гигантский огненный шар. По словам немногих выживших очевидцев (из тысяч людей на набережных чудом выжили единицы), в момент взрыва под кораблем испарилась вся вода и стало видно морское дно. Взрывная волна стерла с лица земли все строения и убила почти все живое на 2 квадратных километрах вокруг. Взрыв мнгновенно вызвал цунами и на город обрушились 18-метровые волны. Волны выкинули на берег выжившее судно "Имо". Невероятная температура взрыва в холодном зимнем воздухе привела к образованию десятков маленьких торнадо.

Сила взрыва была такова, что в радиусе 16 км. не осталось ни одного целого стекла. Взрыв ощущался в 350 км. от города. Полутонный кусок якоря "Мон Блана" был найден за 4 км. от Галифакса, а одна из стоявших на нем пушек - в 5,5 км. у озера Альборо.

"Когда волна спала я увидел что осталось от города. Это было чудовищное зрелище. Тела людей были разбросаны по улицам. Безголовые, разорванные трупы свисали с крыш и из окон зданий, с телеграфных проводов", - вспоминает единственный выживший пожарный с пожарного судна "Патриция".

















По данным канадских историков, на месте взрыва сразу же погибли 1600 человек. Еще 400 погибли в течение следующег дня под завалами разрушенных зданий и в пожарах, вспыхнувших по всему городу. Утром следующего дня на Галифакс обрушилась метель, которая засыпала город 40 см. снега. Под снегом и от мороза погибли оставашиеся под обломками люди. Но снег же и помог потушить пожары.
Tags: история, расказанная просто так
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments